Есть такая заповедь! Почитание старших – условие выживания

Есть такая заповедь! Почитание старших – условие выживания

Каждый человек в своей жизни ориентируется на определённые нравственные нормы, сформированные далеко не случайно и принятые в обществе. Свои непреложные законы есть и в Церкви – мы называем их заповедями.

Не путать с Уголовным Кодексом

Спросим современного человека о наиболее важном в заповедях Божиих – большинство наверняка ответит: «не убий», «не укради», то есть обозначит те правила и законы, которые касаются личной и имущественной неприкосновенности. Это свидетельствует о том, что в современном мире порядочность человека измеряется соблюдением только этих двух заповедей («вроде никого не убил, не украл – стало быть, почти святой»). Но ведь это всего лишь шестая и восьмая из десяти ветхозаветных (даже не новозаветных!) заповедей.
А ведь есть такая, что стоит выше заповеди «не убий» и, соответственно, является более важной. «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Втор. 5, 16).
Согласен, что в трактовке этой заповеди могут возникнуть разного рода нюансы (например, как почитать родителей, которые, мягко говоря, не идеальны, или насколько нужно подчиняться тем родителям, которые хотят «подмять» под себя своих детей и т.д.), но это отдельная тема для разговора. Сегодня мы поставим лишь один акцент.

Причина и следствие

На мой взгляд, в этой заповеди самое главное то, что мы в этом мире не некие формы жизни, берущиеся ниоткуда и ничего после себя не оставляющие, существующие сами по себе. Мы, безусловно, очень тесно связаны с нашими родителями и пращурами, и наше отношение к ним очень влияет на нас и на наших детей. Оно является ядром и фундаментом развития человека вообще. В почитании родителей, старших, предков, Родины мы учимся самоограничению, самоумалению собственного «я» перед значимостью общего дела или перед нуждой другого человека. Эта заповедь базисная, почему она и важнее заповедей «не убий», «не укради». Те – всего лишь частный случай, а нарушение базисной заповеди в конечном итоге приводит к худшим последствиям – изменению общих принципов жизни и, соответственно, не к одному убийству или краже, а к целому ряду преступлений, то есть в данном случае непочитание родителей и старших – это причина, а убийство и кража – следствие. Этот год – год 70-летней годовщины. Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, поэтому у нас есть особый повод осмыслить подвиг наших отцов, дедов и прадедов. Кто-то склонен усматривать парадокс в том, что люди, жившие в эпоху «победившего атеизма», явили пример необычайной высоты духа, удивительного самопожертвования по отношению к ближнему и ко всему Отечеству, то есть, по сути, дали нам пример глубоко христианского поведения. Наше осмысление этого многомиллионного подвига, наша благодарная память о них – это наш христианский долг.
Приведу в качестве примера судьбу самого близкого для меня из тех миллионов героев – человека, в честь которого я и был назван, – моего деда Александра Григорьевича Смолиевского.

О доблестях, о подвигах, о славе

Как и многие мальчишки его поколения, дед с юности мечтал о небе. В августе 1940 года, окончив десятилетку и одновременно Ташкентский аэроклуб, он добровольно уехал учиться в 1-ю Чкаловскую Военно-Воздушную школу пилотов. Там его и застало начало Великой Отечественной войны. В 1942 году дед проходит месячную переподготовку на лётчика-штурмовика и отправляется
на фронт. С ноября 1942 года он принимает непосредственное участие в боевых действиях как старший пилот в составе 62-го Штурмового авиаполка 233-й Штурмовой авиадивизии 1-ой Воздушной Армии Западного фронта. Наши самолёты Ил-2 фашисты не случайно называли «чёрной смертью», и боялись они их смертельно. Вот на этой крылатой машине мой дед произвёл 26 боевых вылетов. Уже в январе 1943 года за боевую доблесть он был награждён орденом «Красная Звезда», а через полгода, – орденом Красного Знамени. Прибавим к сведению, что в это время, то есть до конца 1943 года,
лётчиков-штурмовиков за успешное выполнение 30-ти боевых вылетов представляли к званию Героя Советского Союза – таким значимым считался их ратный труд. Каждый боевой вылет моего деда достоин отдельного повествования. Как жаль, что в рассказах
о своих подвигах он был немногословен. Более подробную информацию удалось найти лишь в наградном листе, хранящемся в Центральном архиве МО РФ. Там описывается всего один день
из боевой биографии лётчика Александра Смолиевского – день, ставший для него роковым. Вот несколько строк из этого документа:
«7 марта 1943 года младший лейтенант Смолиевский А.Г. произвёл два боевых вылета в групповом полёте с полной бомбовой нагрузкой на уничтожение артиллерийско-миномётных позиций и живой силы противника в районе Ново-Дугинское (ныне Смоленская область). В
результате атаки бомбами он уничтожил 4 миномёта, а пулемётно-пушечным огнем уничтожил до 15 солдат и офицеров противника. Сам он был сильно ранен в голову осколками снаряда, а самолёт сильно повреждён. Несмотря на ранение, истекая кровью, тов. Смолиевский сумел подбить 1 самолёт противника, остальные скрылись в облачности. Самолёт был плохо управляем в воздухе, и сам тов. Смолиевский, временами теряя сознание, преодолевая сильную боль, проявил при этом мужество и отвагу, в совершенстве владея техникой пилотирования, всё же привел самолёт на свой аэродром, отлично произвёл посадку и только после этого был забран в госпиталь на излечение».
Следующий боевой вылет деда состоялся только 9 мая 1943 года.

Чтобы хорошо тебе было на земле

Дед вернулся с фронта, служил в ВВС, закончил командный факультет Краснознаменной Военно-Воздушной Академии (с 1968 года – имени Ю. А. Гагарина). И ещё целых восемь лет продолжал подниматься в небо – чтобы на земле был мир. Он всегда был душой коллектива. Знал много анекдотов, басен, стихов, песен. Очень любил музыку, сам играл на гитаре и аккордеоне – без нот, на слух. Даже мечтал создать семейный ансамбль. Жизнерадостный, весёлый, физически отлично развитый, дед был красивый и физически крепкий: прекрасно играл в волейбол, в составе сборной команды КВВА стал призёром чемпионатов России. Едва перешагнув за сорок, он скоропостижно скончался от острого нарушения кровообращения головного мозга, явившегося следствием осколочного проникающего ранения головы,
полученного в том боевом вылете 7 марта 1943 года. Моему отцу было тогда 17 лет, его брату – 15. Осколки, извлечённые при вскрытии из головы отца, они держали в руках. Был ли дед верующим человеком – не знаю, скорее всего, нет. Не знаю также, к кому (может,
к Кому?) мысленно обращался, уводя машину от обстрела. Но ничуть не сомневаюсь в том, что, преступая заповедь «не убий» (этого требовала защита Родины), дед в любой момент был готов положить душу свою за други своя. Этому научили его родители, и это он передал своим сыновьям. И меня ничуть не удивляет тот факт, что в атеистической стране было столько самопожертвования. Что бы там ни было, а у воспитания, безусловно, есть инерция, и войну выиграли те люди, которые воспитывались ещё на христианских принципах. Мой дед родился в 1922 году. Его родители передали ему то, что сами получили от своих родителей, то есть нормы православной морали. А вот сейчас, соответственно, мы пожинаем плоды именно атеистических принципов воспитания. Сколько себя помню, мне в школе всегда говорили: «ты учишься для себя». Спрашиваю у детей: «Для кого вы учитесь?». И все с удивлением отвечают: «Что значит для кого? Для себя». А я говорю: «А вот и нет – не для себя, а для Родины, для родных». Но ведь этот индивидуализм откуда-то взялся?
То, что в этом году движение «Бессмертный полк» было поддержано миллионами, вызвано многими причинами и свидетельствует о многом, в том числе и о горячем желании россиян знать историю своей страны и своей семьи. Потрудиться, чтобы сохранить её в домашних архивах, передать новым поколениям, и, следовательно, сберечь традицию почитания родителей в широком смысле этого слова. А значит, заповеди Православия остаются для Россия не чуждыми. Без всякого сомнения, христианин в своих действиях всегда и всюду должен ориентироваться на заповеди, данные ему Богом в Откровении, причём безусловность исполнения их объясняется
не тем, что эти заповеди навязываются Богом человеку внешним образом, насильно, а тем, что это некие законы, вложенные человеку Творцом в момент творения, своего рода «инструкции по применению». Нарушая их, человек обречён на поломку, выполняя – становится всемеро сильней.

Добавить комментарий

14 + девятнадцать =