К Рождеству Христову. Откроем в себе – себя

К Рождеству Христову. Откроем в себе – себя

С тех пор как 7 января стало отмечаться в официальных
календарях красным цветом, количество празднующих Рождество
Христово заметно увеличилось. Возросло ли число верующих,
понимающих и разделяющих саму глубинную суть Православия?
Попытаемся разобраться.

День праздности или праведности?

Когда пытаешься анализировать реалии современной религиозной
жизни, сталкиваешься с рядом феноменов, которые требуют серьёзного осмысления. Например, почему для современных людей праздник Рождества Христова стал в общем-то светским, главным смыслом которого стало не переживание центрального события человеческой истории – Боговоплощения, а возможность просто побыть в семейном кругу, подарить друг другу подарки, съесть что-нибудь вкусное за праздничным столом, то есть приобщиться чисто человеческому, автономному от Бога аспекту праздника?
Кстати, и в целом можно сказать, что современный человек совсем не
понимает, почему вообще необходимо было пришествие в этот мир Бога, почему Христос – это именно Бог, ставший человеком, а не просто проповедник, философ, учитель, пусть даже выдающийся. Продолжим этот ряд феноменов: почему столь популярна сегодня концепция, утверждающая, что «Бог един», а следовательно, всё равно, как верить, лишь бы человек был хороший? Почему для большинства верующих людей сегодня Церковь и церковные Таинства не являются чем-то абсолютно обязательным? Почему,
наконец, даже воцерковлённые люди, прибегая к Таинству Исповеди,
искренне не видят в себе никаких проблем, считая, что если не убил, то вроде и говорить особо не о чем? Как это ни странно, мне видится, что у всех этих «почему» один общий ответ. Думаю, что основная причина в том, что современный человек прежде всего абсолютно, в корне не понимает христианскую антропологию, не понимает того, каким, собственно, должен быть человек согласно христианскому мировоззрению

Не состоял, не участвовал, не убивал…

Попробуем разобраться: что является нравственным ориентиром для современного человека? Думается, в нравственном смысле современный человек стремится быть прежде всего порядочным. А что подразумевает порядочность? Как раз пресловутые «не убий, не укради…» и так далее. То есть, если человек никого не убил, ничего не украл, не творит очевидных гадостей, да ещё и помогает близким, то есть родственникам и друзьям, то он безусловно порядочен, и достижения этого уровня вроде как предостаточно. Однако для достижения этого уровня в большинстве случаев действительно не нужно ни Боговоплощения, ни Церкви, ни церковных Таинств – это то, чего человек может достичь сам, без Бога. Об этом нравственном ориентире плюс-минус говорят многие мировоззренческие концепции, причём даже нерелигиозные, почему и складывается представление, что все религии об одном и том же.
Но ведь христианство призывает не к этому! Церковь, следуя словам
Христа, говорит, что уровня простой порядочности недостаточно, наш
ориентир невообразимо выше. Действительно, в христианстве есть заповеди «не убий, не укради», но ведь, если мы вспомним, это заповеди ветхозаветные, то есть заповеди того человеческого мира, который ещё не знал чуда Боговоплощения. Мы же живем в эпоху новозаветную, с абсолютно иным нравственным уровнем.

Через тернии – к Вифлеемской звезде

Чтобы было понятно соотношение этих уровней, приведём вполне
конкретный евангельский эпизод (см. Мф.19,16-26, Лк.18,18-27). Некий
юноша обращается ко Христу и спрашивает: «Что мне делать, чтобы
наследовать жизнь вечную?» (Лк.18,18). Господь отвечает ему: «Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою» (Лк.18,20). На что юноша, будучи очевидно порядочным и добродетельным, говорит: «Всё это сохранил я от юности моей» (Лк.18,21). И вот здесь следуют слова Христа, которые очень огорчают этого юношу и потрясают и по сей день учеников Христа: «Ещё одного недостает тебе: всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Лк.18,22).
Христос призывает нас не просто к порядочности, Он призывает нас к
совершенству: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5,48), не просто «не убий, не укради», но полностью «отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8,34), не просто люби тех, кто любит тебя, ибо так делают все, но люби и врагов твоих, проклинающих обижающих тебя, потому как и Бог «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных»
(Мф.5,44). То есть человек, как существо, созданное «по образу и подобию Божию» (Быт.1,26), призывается не просто к порядочности, но к Богоподобию, к совершенству, к всецелой, всеобъемлющей, безусловной любви, ибо «Бог есть любовь» (1 Ин.4,16). И вот здесь и должен у каждого из нас прозвучать тот вопрос, который задали потрясённые апостолы, услышав ответ Христа юноше: «Так кто же может спастись?» (Мф.19,25).

«Человек» – это звучит целостно

И вот оказывается, что достижение этого уровня только человеческими силами, автономно от Бога, абсолютно невозможно. Действительно, насколько обычно хватает нашей любви, нашей жертвенности, нашей самоотверженности? Если быть объективными, то очень ненамного. Но если «человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф.19,26). Почему и требовалось не просто прозрение на человеческом уровне, но именно пришествие в этот мир Бога, именно Боговоплощение, почему Христос – это именно Бог, ставший человеком, а не просто человеческий проповедник, почему и требуются не просто человеческие усилия на пути достижения некоего общечеловеческого нравственного уровня, но требуется реальное действие Бога в нас, передаваемое только Церковью в церковных Таинствах, почему и недостаточно этого самого
уровня, почему пусть и не успокаивает нас сам факт того, что мы просто «не убили», ибо этого очень-очень мало. Недостаточно того, что мы не сделали чего-то гадкого по отношению к другому, всё-таки совершенство и любовь подразумевают нечто иное. Любовь подразумевает не столько незлоделание, сколько доброделание, ибо это добродетель. Вот и спросим себя: а сколько я реально делаю для других, причём делаю абсолютно бескорыстно, не ожидая
ничего взамен, не требуя ничего для себя? Спросим честно, и, удивившись ответу, обратимся к Тому, Кто и есть настоящая Любовь.

Добавить комментарий

три × 3 =