Храм в Васькино, Чеховский район

О Метаморфозе и метаморфозах

О Метаморфозе и метаморфозах

Миссия: начать восхождение

Греческое наименование праздника Преображения – Μεταμόρφωσις (метаморфозис) – звучит для слуха русского человека вполне узнаваемо и понятно.
Метаморфоза означает превращение, полное, совершенное изменение. Но кто же
изменился на Фаворской горе?

Стать Богом

Вроде бы название праздника говорит об этом однозначно — это Преображение
(метаморфоза) Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И действительно, согласно Евангелию, когда Он молился, «вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк.9,29). Однако, как пишет святитель Григорий Палама: «По учению Богословствующих отцов, Иисус Христос преобразился на горе, не восприявши что-либо и не изменившись во что-либо новое, чего до того не имел, но показав ученикам Своим только то, что у Него уже было, отверзши очи их и сделавши их из слепцов зрячими». То есть, по мысли святого, на Фаворской горе меняется не Христос, на Фаворской горе меняются апостолы: «Они изменились и только таким образом увидели перемену, происшедшую при самом принятии нашей бренности, обоженной соединением с Словом Божиим».

Христос, будучи Сыном Божиим, меняет, преображает человеческую природу уже в
начальный момент Боговоплощения, но апостолы в полной мере видят это, только
изменившись на Фаворской горе. Поэтому для любого верующего человека во все времена события этого праздника должны по сути быть не только воспоминанием, но и ясным призывом к метаморфозе, изменению.
Здесь, кстати, следует отметить, что русское слово преображение, пожалуй, более
точно передает суть. Ведь преображение – это всегда со знаком плюс, тогда как метаморфоза, изменение может быть и со знаком минус. Но так или иначе христианин призван к преображению своей человеческой природы, призван к её положительному изменению. Можно вспомнить здесь и формулу спасения святителя Афанасия Великого: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом».

Да здравствуют неприятности!

Проблема заключается в том, что человек в большинстве случаев не хочет
меняться. По своему священническому опыту могу сказать, что чаще всего люди,
обращаясь в Церковь, ищут преимущественно возможности изменить внешние обстоятельства своей жизни, которые по тем или иным причинам сложились не так, как бы им хотелось. При этом речи об изменении самого обращающегося ни в коей мере не ведётся. Действительно, человек хочет выздороветь, избежать увольнения на работе и т.д., надеясь, что у Церкви есть волшебные, магические способы эти проблемы разрешить. Но ведь эти проблемы по сути и есть замечательный повод подумать об изменении себя!
Когда б ещё человек вспомнил о чем-то серьёзном, если б не эти проблемы? Да и само преодоление этих скорбей есть реальная возможность стать совершенней, ведь человеку свойственно совершенствоваться чаще всего именно в экстремальных, а не в тепличных условиях. Очень точно эта мысль передана у преподобного Порфирия Кавсокаливита, греческого святого нашего времени. Он, обращаясь к своим духовным чадам, которые молились о его исцелении от болезни, сказал: «Молитесь о том, чтобы я стал хорошим, а не о том, чтобы мне было хорошо».

Подвиг гнева

Другой случай встречается тоже достаточно часто: человек вроде бы и хочет
измениться, так как видит собственные недостатки, но хочет измениться поверхностно, не меняя сути своего существования. Но получается, что это своего рода попытка убрать ряд симптомов болезни, не убирая самой болезни.
Возьмём для примера такой распространенный в человеческом мире грех, как гнев
и раздражение. Любой нормальный человек, естественно, хочет минимизировать его
количество в своей жизни, но сталкивается зачастую с невозможностью воздержаться от этой разрушительной страсти. Ошибка, на мой взгляд, здесь заключается в непонимании того, что на самом деле гнев и раздражение – это нормальная, негреховная составляющая человеческой души, а грех состоит не в самом гневе и раздражении как таковом, а в том, что они направлены не на то, на что должны быть направлены. Преподобный Максим Исповедник пишет, что естественные силы души – это разум, желание и гнев. Правильное употребление этих сил таково: для разума – движение к познанию Бога; для желания –
устремление к Богу в любви и через любовь; для гнева – подвиг, чтобы достичь этих целей. То есть по сути раздражительная часть души предназначена для того, чтобы бороться за любовь, которая, по словам преподобного Иустина (Поповича), есть «все-добродетель, первая и величайшая добродетель», и подвизаться о ней.

Поднимись над собой

Гнев – это та сила, которой человек должен бороться с грехом, а поскольку основанием любого греха является гордыня, то и бороться человек должен против
эгоистических проявлений своего «я» ради других «я», что и есть любовь. Он же,
наоборот, эту силу применяет для своего «я» против других «я». Действительно, что чаще всего вызывает в нас гнев? Когда что-то происходит не по-нашему, не так, как мы хотим. И кто в этом виноват? Естественно, ближний. Ему и достается. Поэтому мы с вами должны понять, что пока в основании нашей жизни будет лежать принцип гордыни, эгоизма, наш гнев будет неминуемо выливаться на окружающих, и этот симптом никуда не денется. Гордыня ведь и есть та болезнь, которую нужно лечить и которая имеет такое огромное количество проявлений, называемых грехами. Нам нужно прежде всего менять принцип бытия, нужно менять гордыню-эгоизм на любовь-жертвенность. И вот эта метаморфоза и оказывается для человека самой сложной. Почему у нас часто не получается победить тот или иной грех? А потому что мы чаще всего это делаем ради себя самих: чтобы, например, избежать адских мук или чтобы, как вариант, лучше выглядеть в своих глазах. А ещё потому, что это действительно сложно для человека или даже, говоря словами Христа, невозможно. Но невозможная человеку метаморфоза, как известно, возможна Богу. Мы можем меняться благодатью Божией, через её действие в нас в церковных Таинствах. Мы же зачастую игнорируем эти действенные средства.
Действие Бога не исключает и человеческих усилий: увидеть свет Преображения
можно, только поднявшись на личный Фавор. Поэтому, вооружившись раздражительной частью души, совершим это непростое восхождение, дабы, претерпев метаморфозу, на вершине горы лицезреть свет Преобразившегося Господа.

Добавить комментарий

9 + пять =

Закрыть меню