Позаботимся о себе. Я не останавливаюсь, следовательно, существую!

Позаботимся о себе. Я не останавливаюсь, следовательно, существую!

Как найти свой путь в борьбе со страстями и стяжать добродетели – вопрос не из лёгких. Думается, даже приблизиться к его пониманию
невозможно, если опираться исключительно на собственный практический опыт. Здесь полезно прислушаться к наставлениям святых отцов.

А какой у вас статус?

В современном мире (хотя, наверное, тенденция к этому была и во все
времена) для понимания сути человека, в том числе и в процессе самопознания, выработалась традиция обращаться к понятию статуса как совокупности неких постоянных свойств личности. К уже привычным определениям социального, правового, экономического статуса человека сегодня добавилось даже понятие статуса в социальных сетях. Значит, можно предположить, что в конечном итоге человек склонен иметь и религиозный статус. Однако понятие статуса – это понятие чего-то сложившегося, устойчивого, статичного. Отношение же к духовной жизни, а точнее, к себе самому и к другому в духовной жизни как к чему-то уже состоявшемуся и неизменному, неизбежно приведёт нас к очень опасным ошибкам.
Действительно, часто человек готов все свои отношения с Богом
сводить к одному лишь статусу – «крещён». Или нередко в суждениях о ближних можно услышать применение шаблонной фразы, когда говорят: вон, дескать ходит в храм, а тоже грешит. Или порой мы сами глубоко скорбим, видя полное своё несоответствие тем идеалам, о которых говорит Церковь и о которых мы читаем в житиях святых. Всё это проистекает из явно ошибочного представления о статичности человека, о том, что какое-то наше внутреннее решение или однократное действие сразу может и должно изменить всю нашу суть, целиком изменить нас самих. Однако на деле между
принятием решения и реальным его исполнением всегда есть дистанция, как, скажем, наше намерение отправиться в какой-либо город или даже покупка билета ещё не есть факт нашего пребывания в пункте назначения, куда мы не можем перенестись мгновенно.

Мы пойдём царским путём

Об этом же самом говорится и в классической духовной литературе. В
«Душеполезных поучениях» преподобного аввы Дорофея, относящихся к сокровищнице святоотеческой письменности, читаем: «Мы подобны людям, которые имели намерение идти во Святой Град (Иерусалим); выйдя из одного города, некоторые прошли пять вёрст и остановились, другие прошли десять, иные совершили и половину пути, а иные нимало не прошли по нём, но пребывают вне ворот, в смрадном предместье его. Из тех же, которые находятся на пути, случается, что некоторые пройдут две версты и, заблудившись, возвращаются, или, прошедши две версты вперёд, отходят пять назад; другие же дошли до самого города, но остались вне его и не вошли внутрь города. То же бывает с нами: …одни сделали немногое и
остановились; иные больше, а другие совершили половину дела и остановились; иные вовсе ничего не сделали, но, думая, что вышли из мира, остались в мирских страстях и в злосмрадии их; иные совершают немного доброго и опять разоряют это; а некоторые разоряют и более того, что совершили. Другие же хотя и совершили добродетели, но имели гордость и уничижали ближнего, а потому не вошли во град, но пребывают вне его. Следовательно, и эти не достигли своей цели, ибо хотя они дошли до самых
ворот града, но остались вне его, а потому и сии не исполнили своего
намерения».
Поэтому мы никогда не должны забывать, что мы в дороге. Дорога же подразумевает движение, дорога подразумевает преодоление, дорога
подразумевает, в конце концов, определённые опасности. От дороги можно уклониться, в дороге можно увязнуть, но дорога – также и единственный способ достигнуть пункта назначения. Так что помним, что сказал один святой старец: «Ходите путём царским и считайте поприща (вёрсты)».
«Поприща же (вёрсты), – словами преподобного аввы Дорофея, – суть
различные устроения, которые каждый всегда должен считать и замечать непрестанно – где он, до какой версты достиг и в каком устроении находится?» То есть духовная жизнь подразумевает не только некое движение, но и обязательное понимание того, где ты в данный момент находишься, каково твоё реальное положение на сегодняшний момент.

Опасность стабильности

Преподобный даёт и чёткое объяснение того, как, собственно, это
положение определить, как обозначить свой статус на сегодняшний день: «Итак, каждый из нас пусть рассматривает, как я сказал, в каком он находится устроении. Добровольно ли он действует по страсти и удовлетворяет ей? Или, не желая действовать по ней, побеждается ею? Или действует по страсти, увлекаясь привычкою, и, сделав это, скорбит и кается, что так поступил? Или подвизается разумно остановить страсть? Или подвизается против одной страсти ради другой, как мы сказали, что иной молчит по тщеславию, или по человекоугодию, или вообще по какому-нибудь человеческому помыслу? Или он начал искоренять страсть, и разумно ли
искореняет её, и делает противное страсти? Каждый пусть узнает, где он находится, на каком поприще. Ибо мы должны испытывать себя не только каждый день, но и каждый год, и всякий месяц, и каждую неделю, и говорить: прошлую неделю меня так беспокоила сия страсть, а теперь каков я? Так же и каждый год спрашивать себя: прошлого года я так побеждался сею страстию, а ныне каков? Так и всегда должны испытывать себя, успели ли мы сколько-нибудь или находимся в том же устроении, в каком были прежде, или впали в худшее».
В аскетическом наследии страсть определяется как нечто большее, чем просто грех, это уже греховная зависимость, рабство определённому виду порока. По определению преподобного Иоанна Лествичника, «страстью называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык сделавшийся как бы природным её свойством, так что душа уже произвольно и сама собой к нему стремится». Собственно, именно привыкаемость человека ко греху делает невозможным искоренение греха путём единократного решения или действия. Привычку можно заменить только другой привычкой, ведь привычка всегда имеет некую инерцию.
Таким образом, святоотеческая литература всячески нас призывает к
здравому смыслу, к внутреннему трезвению в духовной жизни, предостерегая нас от чувства самоуспокоенности своим стабильным состоянием, своим статусом, призывая к непрекращающемуся движению к Небесному Иерусалиму, к Царству Божиему: «Позаботимся о себе, братия, будем внимательны. Кто нам даст время сие, если мы понапрасну потеряем его?»
ВЫНОС: Привыкаемость человека ко греху делает невозможным
искоренение греха путём единократного решения или действия.

Добавить комментарий

пятнадцать − 11 =