Стать причастным Христу.

Стать причастным Христу.

В чем смысл этого события и что такое Церковь? Надо сказать, что именно эта важнейшая часть христианского вероучения остается наиболее не понимаемой и не принимаемой в современном мире. Действительно, популярные сегодня позиции «Бог в душе» и «мне не нужны никакие посредники» не оставляют в себе никакого места для Церкви. Церковь для адептов этих позиций представляется в лучшем случае обществом тех, кто по слабости своей в таком посреднике все- таки нуждается. И все же, что заставляет святителя Киприана Карфагенского констатировать: «Кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец»?

В основе непонимания сущности Церкви лежит непонимание, в принципе, христианской концепции спасения и смысла существования. Если интерес человека лежит только в плоскости этой временной жизни, то, действительно, для решения проблем этого временного существования не требуется в себе ничего особо менять – разве что время от времени можно поставить свечку или выполнить другой несложный ритуал. Причем человек не обязательно в этом случае должен быть безнравственным и непорядочным, среди людей нецерковных много людей нравственных и порядочных. Источник этой нравственности и порядочности – свобода воли и нравственный закон (или совесть), заложенные в каждого человека, которые и почитаются за «Бога в душе». Но…

Христианство призывает не просто к нравственности и порядочности, оно призывает людей к святости и богоподобию, оно не просто решает проблемы человека как существа временно живущего, но напоминает и кричит о вечности человека: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 22-33)». «Со дня события в Сионской горнице в мир вошла новая сила, – писал архимандрит Иоанн (Крестьянкин) о сошествии Святого Духа на апостолов, – Сила, которой утверждается Царство Божие в сердцах человеческих». Пятидесятница (сошествие Святого Духа) есть начало и основание Церкви – не основание очередного института, но начало «новой твари»: возможности вечной жизни, открытой Богом перед человеком.

Возможность этой жизни была утрачена первыми людьми, не справившимися с тем великим даром, дарованным нам Богом, который называется свободой воли. Природа человека, при сотворении имевшая все для того, чтобы достигнуть совершенства и бессмертия, после грехопадения потеряла эту способность и приобрела смертность. Внутренняя склонность к доброделанию заменилась склонностью ко греху и злу. И хотя человек может противиться греху усилием воли, что мы и видим у ветхозаветных праведников и отчасти у нравственных внецерковных людей, но искоренить в себе зло полностью вплоть до невозможности делать его человек без Бога не может. Прошло уже много тысячелетий, но до сих пор каждый из нас рождается в этот мир именно в таком состоянии.

Преодоление этого состояния стало возможно через Боговоплощение. Бог Сам становится человеком, подобным нам во всем, кроме греха, чтобы каждый человек впоследствии мог стать подобным Ему. Христос через соединение в себе Божества и человечества исцеляет и преображает человеческую природу, через Крестную смерть и Воскресение делает эту природу бессмертной и возводит через Вознесение на Небо, в Царство Божие, нашу подлинную Родину, когда-то потерянную. Собственно, в Воскресшем Христе мы видим наконец-то, по словам святителя Николая Сербского, истинного человека: «Воскресший Господь снял завесу с истинного Бога и с истинного человека и явил нам Собою величие и красоту и Одного, и другого. Никто не может познать истинного Бога, кроме как чрез воскресшего Господа Иисуса Христа; и никто не может познать истинного человека, кроме как чрез Него единого».

Но то, что истинно во Христе – пока не истинно в нас. Чтобы наша человеческая природа вышла из своего противоестественного состояния и пришла состояние нормальное и подлинное, нам требуется быть причастными Христу, дабы через соединение с ним побороть все то нечеловеческое, что есть в нас.

Это соединение, эта причастность и стали возможными именно в Церкви, которая есть, по словам апостола Павла, «Тело Христово», через действие в церковных Таинствах, главным из которых и является именно Таинство Причастия, Духа Святого, Который усваивает нам то, что сделано Христом. Эта причастность невозможна вне Церкви, которая и есть, прежде всего, сама эта причастность. Церковь не есть только организация, с внутренней структурой и логикой, с ка нонами, догматами и правилами, определяющими формат ее существования. Она есть по преимуществу действие Святого Духа по рождению в каждом из нас подлинного человека. Поэтому и рождается Церковь именно на пятидесятый день после Воскресения, когда на апостолов сходит Дух Святой. И еще. Церковь есть, по меткому высказыванию церковного писателя С.И. Фуделя, прекращение одиночества. То одиночество, на которое грехом обрек себя человек, было разрушено Христом. Пришествием Святого Духа люди из разрозненных атомов индивидуумов составили Тело Христово, живое и действенное в каждое мгновение своего бытия. И с этого момента Церковь живет в постоянной муке рождения из просто-человеческого в Бого-человеческое, из ненастояще-человеческого в подлинно-человеческое.

“Добрый пастырь” газета Чеховского благочиния Московской епархии. №2 12 Июня 2011 года.

______________________

Добавить комментарий

3 × один =