Храм в Васькино, Чеховский район

Свобода + ответственность = ? Новая версия формулы любви

Свобода + ответственность = ? Новая версия формулы любви

Тема Рождественских образовательных чтений этого года сформулирована так: «Молодежь: свобода и ответственность». Звучит, как кажется на первый взгляд, парадоксально. Что ж, давайте попробуем разобраться, какова связь между этими понятиями.

Дар напрасный?

Вопрос о человеческой свободе – один из основополагающих вопросов, на который должна ответить любая уважающая себя мировоззренческая концепция. Свободен ли человек, насколько он свободен, что значит быть свободным, что такое свобода – эти вопросы интересовали мыслителей на всем протяжении человеческой истории. Может быть, несколько неожиданно, но тем не менее хотелось бы свои рассуждения о свободе
начать с другого вопроса, ответ на который, казалось бы, очевиден: «А вообще хочет ли человек быть свободным?» И вот очевидный в теории ответ на этот вопрос «да, конечно» сталкивается в моей священнической практике с немалым количеством случаев, когда человек, наоборот, склонен вручить свою свободу другому (в частности, священнику) –
например, оказываясь в сложной жизненной ситуации и отказываясь принимать непростое решение, определяющее его будущее. А всегдашнее желание человека заглянуть любым образом в свое будущее – не продиктовано ли оно той же склонностью встать на предсказуемую, однозначную, а значит, не подразумевающую свободу дорогу? Очевидной причиной такого отказа от свободы, как мы видим, является неминуемая обратная сторона этого важного понятия, всегда сопутствующая любому
проявлению человеческой свободы – ответственность. Действительно, какое бы свободное решение ни принимал человек в своей жизни, какое бы свободное дело ни совершал, результат его свободы, его выбора всегда приводит к цепи последствий, в которую будут вовлечены и он сам, и окружающие его люди. И эти последствия могут быть сколь угодно
разными. Естественно, приобретая с годами опыт преодоления этих непредсказуемых до конца последствий, человек начинает страшиться принятия этих определяющих его жизнь и жизнь его близких решений. И в этом смысле свобода оказывается ох уж каким непростым даром Божиим.

Ветхозаветность XXI века

По сути, человек должен лавировать между двумя крайностями: крайностью быть абсолютно свободным в принятии своих решений без оглядки на возможные негативные последствия, то есть ведя себя крайне безответственно, но свободно, – и крайностью быть задавленным гиперответственностью, вплоть до нежелания делать собственный выбор,
наоборот, ведя себя очень ответственно, но несвободно. Надо сказать, что первая крайность во многом свойственна молодёжи в силу понятного недостатка опыта принятия неправильных решений и неумения пользоваться своей свободой. Эту крайность очень ярко рисует история первых людей, история Адама и Евы. Их грехопадение в Эдемском саду – это, на мой взгляд, классический случай молодёжного поведения. К чему это привело – мы с вами прекрасно знаем. Вторая крайность – противоположная, как мне кажется, – очень часто свойственна
людям верующим. Им хорошо известно о последствиях принимаемых решений и о безграничной ответственности человека, а оттого они страшатся поступить неправильно.Как же избежать этих крайностей и являются ли они в принципе неправильными? Итак, почему неправильна и неистинна безответственная свобода, свобода делания только так, как хочет твое «я», свобода не оглядываться на других, делая свой выбор? Да потому что в человеке свобода всегда идёт в комплекте с другим важнейшим понятием, самым важным для христианства – понятием любви. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4,16) – звучат для нас слова апостола любви Иоанна Богослова. И свобода заложена в человека Богом в качестве необходимого условия
любви. Может ли любить существо несвободное, можно ли любить принудительно? Нет. Любовь – это всегда проявление свободного решения свободной личности.

Верь, не бойся, возлюби

Волен ли человек не любить? Да, волен. Но, выбирая альтернативу любви, то, что в церковной терминологии называется «гордыня», человек лишается главного человеческого качества, делающего его богоподобным, то есть человеком по сути. Можно сказать, что, выбирая безответственность, человек перестаёт быть человеком, становясь всего лишь человекообразным существом. С другой стороны, кто-то скажет: «Да и Бог с ними, с этой человечностью, с этим богоподобием, лишь бы я делал то, что я хочу». Но, как это ни парадоксально, эта позиция тоже не приводит к свободе. Она делает человека рабом собственного «я», собственных желаний, собственных страстей, подводя его к пропасти
одиночества. У человека есть свобода шагнуть в пропасть, но закон гравитации тоже нужно учитывать, конец этой свободы – смерть. И здесь выбор эгоизма как принципа жизни в конечном итоге приводит к бытийной смерти – одиночеству. Является ли любовь несвободой? С одной стороны, иногда может показаться, что любовь и свобода – это вообще понятия несовместимые. Действительно, какая может быть свобода, если ты всегда должен думать о другом и учитывать его желания и интересы, а
вовсе не свои? Но это только до того момента, когда ты сам, свободно выберешь любовь как принцип своей жизни. Это и будет свободная любовь, а вовсе не то, что в современном мире называется «свободной любовью», любовью без обязательств.
Но, как пишет апостол Иоанн Богослов: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4,18). Откуда же берутся страхи у верующих людей, в том числе и страх принять ответственное решение, отчего очень часто верующий человек готов перепоручить свою свободу кому-то другому? Гиперответственность, боязнь навредить
другому, сделав неправильный выбор – вроде бы уважительные причины отказаться от свободы. Но ведь на то Богом нам и дана свобода, чтобы учиться и уметь ею пользоваться.
Кроме того, человек чаще всего боится именно последствий неправильных решений, в христианстве же акцент ставится на самом поступке: человек ответственен за свои действия, область последствий от нас во многом не зависит, поэтому доверь эту сферу Богу. Критерий же правильности наших действий – это любовь. Если мотив твоего решения, поступка, действия – любовь (ради кого-то), то это правильный поступок, если гордыня (ради себя), то нет. «Возлюби» и «не бойся» – два основных евангельских
призыва Христа. А что же свобода? Путь к ней указывает сам Спаситель: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8,31-32).

Добавить комментарий

один + восемнадцать =

Закрыть меню